Приморский край
Сахалин
Камчатка
Магадан
Хабаровский край
Приморский край

Вопрос-ответ

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено требование о необходимости лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (ст. 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определённому виду работ.

Ст. 422 Гражданского кодекса РФ установлено, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Ст. 168 Гражданского кодекса РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом. сделка, нарушающая требования закона или иного правого акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Частью 2 Гражданского Кодекса РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правого акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая. тот факт, что осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии может повлечь за собой нанесение ущерба законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, т.е. затрагивает интересы неопределённого круга лиц, данные сделки признаются ничтожными и стороны несут риск признания заключённого договора недействительным и применения к данному договору последствий недействительности ничтожной сделки.

Соответственно у юридического лица, передавшего свои отходы по вышеуказанному договору, отсутствуют документы, подтверждающие факт передачи отходов и необходимые для приложения к отчётности в области обращения с отходами: 2ТП-отходы, декларация о плате за негативное воздействие.

За сокрытие или искажение экологической информации предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 тысяч рублей; на юридически лиц - от 20 000 до 80 000 рублей.

Вышеуказанная позиция о признании сделок ничтожными также была озвучена Росприроднадзором на публичных обсуждениях результатов правоприменитеьной практики и рукводств по соблюдению обязательных требования (28.06.2017, выступление Соколовой Н.Р., 67 минута записи)
Ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".

Согласно данному приказу индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обеспечивается организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Если отходы переданы индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, то в учете должно отражаться наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства, ИНН. При передаче отходов I - IV классов опасности указываются номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, лица, которому переданы отходы; для лицензий, предоставленных после 01.01.2021, указываются регистрационный номер лицензии и дата внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии. В случае передачи отходов V класса опасности гражданам - место проживания граждан (населенный пункт).

Материалы учёта являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

  • подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

  • заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами(2ТП-отходы);

  • расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Таким образом, для предоставления полной и достоверной экологической информации в контролирующие органы, передавая отходы для транспортирования, необходимо знать конечную точку движения отходов: утилизация/обезвреживание или размещение третьим лицам, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Для этого компания, принявшая Ваши отходы для транспортирования, должна предоставить документы, подтверждающие дальнейшую передачу Ваших отходов для утилизации/обезвреживания или размещения.  Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

При этом, за сокрытие или искажение экологической информации предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от трёх тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение является деятельностью по сбору.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что сбор отходов I-IV класса опасности может осуществляться только на основании лицензии.

Таким образом, если юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеет лицензию по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, то согласно действующему законодательству данное лицо имеет право обезвреживать и размещать только собственные отходы.

При этом, за осуществление деятельности без лицензии предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Как следует из определения «сбор отходов», деятельность по сбору является одной из стадий обращения с отходами по их приему от хозяйствующих субъектов и направлена на обеспечение любых из последующих способов обращения с ними (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) тем лицом, которое принимает отходы и предполагает осуществлять последующую деятельность с ними.

Пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

В случае осуществления деятельности с привязкой к конкретным земельным участкам, предназначенным для осуществления лицензируемого вида деятельности (сбор, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение отходов I-IV классов опасности, в том числе, с использованием специализированного оборудования, установок, техники), действие лицензии будет распространяться на конкретный адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанный в лицензии.

Другими словами, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности для работ по сбору отходов I-IV классов опасности должен соответствовать месту нахождения зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения работ по сбору, и используемых в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, лицензиат может осуществлять сбор отходов только на территории того субъекта РФ, который указан в лицензии.  


© EcoStar Tehnology, 2008-2021